Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

лингвистический психологизм

Лингвистические термины

Психологическое направление в языкознании, возникшее как реакция на учения представителей натуралистического и философского направлений. Оно восходит к концепции Гумбольдта, который подчеркнул активный и семантический характер речевой деятельности. Все школы лингвистического психологизма опираются на связь мыслительной деятельности с психологией речи. Более чем за 100-летний период возникли различные аспекты психологии речи и учения о речевой деятельности. Существует целый ряд школ лингвистического психологизма. Основатель психологического направления - Г. Штейнталь (1823-1899). Он развил учение о языке как деятельности индивида и отражении народной психологии. Языкознание должно опираться на психологию индивида, на психологию народов. В концепциях Потебни и Пауля психологические основы использовались для объяснения:

1) семантики предложения;

2) грамматической категории;

3) типов лексического значения;

4) связи языка с личностью и народностью;

5) языка как культурно-исторического явления

Социальный характер речевой деятельности отмечал Бодуэн де Куртенэ и де Соссюр

Психологические школы конца XIX - первой трети ХХ в. разрабатывали проблемы:

1) языка и речи;

2) языковых функций;

3) структурности языка и речевой деятельности.

Функционально-структурный аспект лингвистического психологизма отразился в работах А. Марти, А. Гардинера, К. Бюлера. Психологические компоненты обнаруживаются в учениях разных школ структурализма. Обособление собственно психологического направления связано с возникновением психолингвистики.

Американская психолингвистика опирается:

1) на дескриптивное и трансформационное описание текста;

2) на бихевиористскую психологию, в частности, на "трехуровневую модель поведения" Осгуда;

3) на теорию информации (математическую теорию связи).

Основными школами лингвистического психологизма являются:

1) этнолингвистика;

2) психологическая социология языка;

3) семантический психологизм;

4) психологический структурализм;

5) психология речи;

6) психолингвистика.

Понятия лингвистики

Лингвистический психологизм - психологическое направление в языкознании, возникшее как реакция на учения представителей натуралистического и философского направлений. Оно восходит к концепции Гумбольдта, который подчеркнул активный и семантический характер речевой деятельности. Все школы лингвистического психологизма опираются на связь мыслительной деятельности с психологией речи. Более чем за 100-летний период возникли различные аспекты психологии речи и учения о речевой деятельности. Существует целый ряд школ лингвистического психологизма. Основатель психологического направления - Г. Штейнталь (1823-1899). Он развил учение о языке как деятельности индивида и отражении народной психологии. Языкознание должно опираться на психологию индивида, на психологию народов. В концепциях Потебни и Пауля психологические основы использовались для объяснения:

1) семантики предложения;

2) грамматической категории;

3) типов лексического значения;

4) связи языка с личностью и народностью;

5) языка как культурно-исторического явления. Социальный характер речевой деятельности отмечал Бодуэн де Куртенэ и де Соссюр.

Психологические школы конца XIX - первой трети ХХ в. разрабатывали проблемы:

1) языка и речи;

2) языковых функций;

3) структурности языка и речевой деятельности.

Функционально-структурный аспект лингвистического психологизма отразился в работах А. Марти, А. Гардинера, К. Бюлера. Психологические компоненты обнаруживаются в учениях разных школ структурализма. Обособление собственно психологического направления связано с возникновением психолингвистики. Американская психолингвистика опирается:

1) на дескриптивное и трансформационное описание текста;

2) на бихевиористскую психологию, в частности, на «трехуровневую модель поведения» Осгуда;

3) на теорию информации (математическую теорию связи).

Основными школами лингвистического психологизма являются:

1) этнолингвистика;

2) психологическая социология языка;

3) семантический психологизм;

4) психологический структурализм;

5) психология речи;

6) психолингвистика.

Полезные сервисы